KZ

Главная страницаСамопознание в университете
Семья и семейные ценности в современном мире
Семья и семейные ценности в современном мире
10 февраля 2022    Автор / Е. М. Песина, редактор, НИГРЧ, г. Алматы

В семейной жизни самый важный винт – это любовь.

Семья – это не те, кто тебя балует

и следует всякому твоему капризу.

Это те, кто сражается за тебя

и за кого сражаешься ты.

А. П. Чехов

 

 

В 2013 г. в Казахстане был учрежден новый праздник – День семьи, который отмечается каждое второе воскресенье сентября. В этом году он приходится на 12 сентября.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поздравил казахстанцев с этой датой: «Поздравляю соотечественников с Днем семьи! Этот праздник имеет особое значение для Казахстана. Крепкая и счастливая семья – основа благополучия и процветания нашей страны. Государство будет поддерживать институт семьи и проводить комплексную семейную политику».

 

В последние годы резко возросло число программ и проектов, предметом которых выступает процесс целенаправленного воздействия на пространство современной семьи для формирования осознанного, ответственного, компетентного, просвещенного родительства. Это обуславливается тем, что в современном обществе существует целый ряд острых проблем, связанных с нарастающей девальвацией ценности семейного образа жизни, рождения и воспитания детей.

Пристальное внимание исследователей различных областей науки (демографов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, философов, медиков и др.) привлечено сегодня как к анализу кризиса семьи и родительства, так и к выявлению антикризисных стратегий. Они необходимы для формирования продуманной семейной политики со стороны государства и продуктивной деятельности общественных организаций в этом направлении, ведь уровень благополучия семьи – показатель развития и прогресса страны.

Еще в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Международный день семей, отмечаемый ежегодно 15 мая. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности всех стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи, единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой. Являясь одним из основных институтов общества, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их.

Представители различных наук занимаются изучением института современной семьи, основополагающих семейных ценностей. С социально-философской точки зрения важно понять, какая из моделей семейных отношений наиболее устойчива и может обеспечить устойчивое развитие общества, преодолеть кризис семейных ценностей.

Исследователи разграничивают понятия традиционная семья и современная семья. Понятие традиционная семья в многонациональном обществе является неоднозначным. Казахстанское общество как на предыдущих исторических этапах своего развития, так и сегодня состоит из множества этносов, исповедующих десятки различных религий и проживающих компактно или рассеянно на разных территориях. В то же время исследования позволяют выделить некоторые общие признаки традиционной семьи для полиэтнического, поликультурного и полирелигиозного социума.

В основе традиционной семьи – патриархальные идеалы, а именно уважение к родителям и старшим, служение ближнему, почитание памяти предков и семейных святынь, выполнение семейных, социальных и гражданских ролей.

Многие исследователи с сожалением отмечают, что в настоящее время традиционная семья в том виде, в каком мы знали ее в былые времена, практически полностью ушла в прошлое, сохранив лишь отдаленно напоминающие ее черты. Происходящие в обществе процессы отражаются на семье и семейных отношениях. Семья претерпевает трансформации: меняются структура и численность семьи, ценностные ориентации, возникают новые семейные кризисы. Некоторые из этих изменений ставят под вопрос саму жизнеспособность семьи в современном мире.

В основе современной семьи лежат не главные для нее функции, которые отражают ее специфику как социального феномена: рождение, содержание и воспитание детей, а производные, неспецифические ценности и потребности: получать и отдавать любовь и заботу, обеспечивать физический и душевный комфорт и др., т. е. то, что возможно и вне семьи.

Данные тенденции проявляются в высоком уровне разводов по отношению к числу браков, слабом стремлении лиц разных возрастов регистрировать супружеские отношения, в малодетности, снижении числа представителей разных поколений в семье и т. д.

В более широком контексте данные ценностные ориентации ведут к негативным социальным явлениям:

ü  ранний уход (бегство) детей из семьи;

ü  ориентация человека, откладывающего брак, на карьерное развитие;

ü  рост количества абортов и случаев отказов от детей;

ü  супружеская неверность;

ü  неразборчивость в добрачной интимной жизни и др.

Для западных обществ характерны и экстремальные проявления деформации традиционных семейных ценностей: признание и одобрение гомосексуальных семей, раннее сексуальное просвещение, трансгендерные переходы и т. п.

Еще в первой половине XX в. известный русский философ Иван Ильин писал о тесной связи личностных и семейных ценностей: «Духовный кризис подрывает семью; если духовность колеблется в семье, она начинает слабеть и вырождаться в человеческих отношениях». Эта цитата достаточно точно характеризует особенности традиционной семьи: высокие нравственные нормы семейных отношений, преемственность поколений, духовное и морально-этическое воспитание детей. К сожалению, указанные характеристики пребывают в дефиците в современной семье…

Трансформация брака в современном обществе. Расцвет офисной культуры с ее карьерными «лифтами», новым типом трудоголика и развития массы интернет-сервисов, уменьшающих зависимость от рутинной домашней работы, повысил индивидуальные возможности и мобильность городского населения. Материально независимый офисный слой получил всю инфраструктуру для того, чтобы сделать самостоятельный быт комфортным без участия партнера. Возник целый класс людей, которые стали считать брак чем-то ненужным, откладывая его на период позднего деторождения либо считая само рождение ребенка недостаточным основанием для законного оформления брака.

Принято говорить об атомизации общества, распаде традиционных связей, социально-общественных отношений. В ряде прогнозов семья выглядит обреченным институтом, пережитком прежних жизненных укладов. Предполагается, что для людей, у которых отсутствует необходимость объединять усилия для выживания, потребность в создании семьи отпадает и даже мешает комфорту частного существования. Оппоненты возражают: при высоких скоростях общественных изменений человеку нужна стабильная среда, которая выступает противовесом такой динамичности современной жизни.

Сущностная трансформация современной семьи связана и с подвижками культурных слоев. Ключевые семейные коллизии последних десятилетий, приведшие к существенному росту числа разводов, связаны с тем, что произошли мощные культурные разломы, и, как следствие, стереотипы разных культур наслоились друг на друга. Общество стало активно перенимать новые матрицы поведения, делая это в условиях новой экономической среды и при неуклонном росте личной мобильности.

С одной стороны, сохраняется давление культурных традиций, носителем которых выступает старшее поколение. С другой, происходит быстрое внедрение новых стереотипов, разрушение традиционных форм. Складывающееся противоречие приводит к расшатыванию внутрисемейных отношений, для которых становятся характерны нервозность, переходящая в истероидность, неудовлетворенность, склонность к взаимным претензиям и обвинениям в жизненных неудачах. Особенно эти негативные моменты усиливаются необходимостью публичной демонстрации счастья как критерия успеха, например, в социальных сетях.

Как следствие, гораздо сложнее стали складываться отношения «родители и дети» внутри одного жизненного пространства. Сохраняя внешнее приличие, люди разных поколений все чаще стали испытывать сильное трение, им становится все сложнее находиться рядом друг с другом.

Поколенческий разрыв ощущается гораздо сильнее, потому что меняются не просто некоторые ценностные установки, а вся «архитектура» сознания. При этом падает роль авторитета как явления, образца.

Серьезную роль сыграла и скорость социальных изменений, за счет которых внутри семей стали возникать ценностные разрывы. За короткий период времени члены семьи оказались внутри различных ценностных систем, стали ориентироваться на принципиально разные жизненные «маршруты».

В этой ситуации семья становится все менее замкнутой, менее защищенной от внешних воздействий и гораздо более открытой системой. Она теряет свое первостепенное значение в сфере личной жизни, перестает быть важной жизненной целью, допускает индивидуальные жизненные стратегии своих членов.

Такие изменения могут привести к масштабным появлениям новых форм совместной жизни, совершенно не привычных для традиционной культуры: семьи «выходного дня», гостевые браки, сложные личные переплетения внутри сообществ и т. д.

Человек будет балансировать между свойственной большим городам тяге к одиночеству и попыткам найти комфортные социальные связи, которые необременительны для его психики.

Здесь можно найти как ряд преимуществ, так и ряд сложностей. С одной стороны, отношения становятся более прямыми, честными, искренними. Они не испытывают давления сильного стереотипа, который форматирует поведение в рамках нерациональных представлений: «так надо», «не позорься перед людьми», «всегда так жили» и т. п. Новые формы разрушают браки пустые, выхолощенные изнутри, лишенные подлинного чувства – просто оболочки.

Ключевым фактором становится реальная близость, т. е. психология отношений. Это, с одной стороны, хорошо, с другой, крайне нестабильно, так как избыточная индивидуализация разрушает универсальные смыслы, которые являются важным связующим звеном. При этом неясно, как в новой модели выстроить полноценное воспитание детей, распределить совместную собственность или найти правильные балансы, чтобы отношения не стали соскальзывать в этически сомнительные формы.

В связи с этим подобные изменения содержат ряд открытых вопросов и заставляют еще раз вспомнить и задуматься над тем, как решались проблемы семейных отношений на протяжении весьма длительного периода существования семьи как ячейки общества.

То, что забыли сыновья, вспомнят внуки… Анализ многих негативных тенденций современности привел большинство исследователей к выводу о том, что для общества на данном этапе его развития именно традиционная семья является единственной моделью семейных отношений, способной преодолеть кризис в данной сфере, существенно повысить значимость и роль семейных ценностей. Речь, безусловно, не идет о насильственном насаждении домостроевских идеалов. К тому же современные девушки и женщины в подавляющем большинстве не готовы встраиваться в жесткие рамки патриархального уклада с его мужским главенствованием.

Здесь надлежит учитывать и светский характер государственного устройства большей части стран, в том числе и Казахстана, свободу вероисповедания и определенные черты традиционной семьи, такие как низкая социальная и географическая мобильность, что делает данную модель семейных отношений недостижимым идеалом в текущих общественно-экономических условиях.

Наконец, современное общество может оказаться просто не готовым принять такие черты традиционной семьи, как нерегулируемость рождаемости (детей столько, сколько бог дал), выбор супруга по предписанию родителей, жесткое табу на любого рода отношения вне семьи или рода и др.

Однако духовность и коллективизм, традиционно присущие ментальности практически всех этносов, должны и могут стать фундаментом возрождения модели традиционной семьи в нашем обществе. Организация жизни по принципу многопоколенности семьи с преимущественной ценностью родства ни в коей мере не противоречит современным правовым и нравственным ориентирам.

В отношении других особенностей традиционной семьи еще предстоит прийти к общественному согласию, результатами которого могут быть как трансформация правовых и моральных норм (включая отношение к выбору супруга, количеству детей и разводам), так и гибкость обновленной модели традиционной семьи (допустимость разводов и регуляция рождаемости, раздельное проживание родителей и детей при определенных условиях, повышение роли женщин в семейном управлении, выход семейного труда за рамки домохозяйства и др.).

Несмотря на всю неоднозначность семейной проблематики в свете сегодняшнего дня, неоспоримым остается тот факт, что семья как один из основных институтов системы социально-общественного взаимодействия долгое время являлась и продолжает являться хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит его формирование как личности и гражданина, совершается удивительная работа – творение человека. Каждое мгновение этой работы называется воспитанием. Воспитание детей – это отдача особых сил – духовных.

Автор Программы нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева в одном из своих выступлений отметила: «Наши предки веками оттачивали традиции, обычаи. Разные по форме, они имеют единый стержень. Главное – сохранить истоки того лучшего, светлого, чистого, что есть у каждого народа... Родительский дом – это большой надежный корабль под названием Жизнь, на котором наши дети отправляются в дальний путь. И если мы хотим, чтобы он не потерпел крушения и достиг цели, то на нем должна быть единая сплоченная команда, где каждый человек чувствует заботу о себе и сам помогает ближнему, где от сердца к сердцу натянуты невидимые глазу тончайшие струны, которые отзываются только на вибрации Любви и доброты…»

Таким образом, традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в современном обществе с учетом традиций и ментальности каждого народа, что поможет преодолеть кризисные явления в системе семейно-воспитательных институтов и будет способствовать их эффективному функционированию в обществе.

К сожалению, в наши дни институт семьи теряет свою значимость. Молодые люди, не получив необходимых знаний о важности создания и сохранения семьи, с легкостью разрушают то, что казалось, должно быть вечным и ценным в жизни каждого человека. Будучи неосознанными, не умеющими брать ответственность на себя, за свои мысли, слова и поступки, не имея навыков построения гармоничных взаимоотношений, люди, упрекая друг друга, разрывают их.

Хорошо, если в семье пока нет ребенка. А если же он есть? И не один? В первую очередь, в таких ситуациях страдают дети. Родители, управляемые своим эго, не видят, как переживает и в какой-то мере винит себя в происходящем их ребенок. Ведь он одинаково любит обоих родителей и не понимает, почему между ними происходит раздор.

Какими же знаниями необходимо обладать молодым людям, чтобы создать и сохранить гармоничную семью и не причинить вреда своему ребенку?

Антон Семенович Макаренко в «Книге для родителей» дает такое определение семье: «Семья есть коллектив, т. е. такая группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью…»

Одна из главнейших составляющих Программы НДО «Самопознание» – семейное воспитание, основой которого являются общечеловеческие ценности.

Семейные ценности культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают традиционной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества.

Для чего нужны семейные ценности? Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, проявлять доброту и щедрость, любовь, доверие и честность, уважение и ответственность за свои поступки.

Родителям же стоит обратить особое внимание на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка живой пример взаимоотношений внутри семейного союза.

Сохранение семейных ценностей является основной задачей нашего поколения.

Создание семьи и сохранение ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, родным и друзьям, преданность Отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, затем переносятся и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественных местах. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Традиционные семейные ценности – это каркас, на котором выстраивается сплоченная сущность конкретной семьи. Без семейных ценностей, которые в равных пропорциях почитаются и защищаются всей родней, не может быть настоящей семьи с крепким фундаментом.

Формирование семейных ценностей начинается еще в крошечном возрасте. Ребенок, воспитанный в родной семье, с молоком матери впитывает ценностные ориентиры конкретного круга людей. Он становится его частью и в большинстве случаев (подчас подсознательно) продолжает проповедовать идеалы отцов и матерей во взрослой жизни. Лучший способ преподавать семейные ценности – примеры, демонстрируемые самими родителями, наглядные и искренние, а не школьные уроки на эту тему.

Основные ценности семейных отношений

·      Доверительное общение. В кругу родных людей можно без опасений поделиться проблемой и услышать дельный совет и слова поддержки, а не порицание.

·      Уважение – и к старшим, и к младшим. При этом страх наказания не культивируется в семье. Уважать - не значит бояться!

·      Следование ритуалам. Семейные ценности и традиции крепко связаны, очень важно не разрывать эту тонкую, но прочную нить. У каждого родственного круга есть свои привычки: как отмечать Новый год, дни рождения, семейные торжества, как готовиться к Наурызу, провожать Масленицу, когда украшать елку, какие пироги печь по воскресеньям, какие фильмы смотреть всей семьей в свободное время, как организовывать досуг, проводить отпуск и т. д и т. п. Чем больше в семье незыблемых традиций, тем прочнее ее фундамент.

·      Ответственность. Ее несет каждый и перед каждым, и за свои поступки, и за деяния своих детей.

·      Прощение. Что бы ни творилось и ни говорилось в пылу ссор, семья – это то место, где всегда простят. Сюда можно вернуться в любой момент, даже после скандала и красноречивого хлопка дверью. Здесь поймут твои мотивы и забудут сказанные в порыве эмоционального «взрыва» слова.

·      Честность. Семья – это место, где не обманывают, предпочитая красивой лжи пусть и горькую, но правду. Конечно, порой трезвая критика и неприкрытая правда звучат жестоко, но получить их в полном объеме можно только от самых близких людей. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.

·      Личная (индивидуальная) значимость. Каждый член семьи осознает, что играет серьезную роль в жизни близких. Это не повод для манипуляций, а наоборот, – важная миссия.

·      Щедрость. Не только материальная, но и любая другая: душевная, эмоциональная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на личное время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.

·      Любовь. Мы недаром написали эту ценность последним пунктом, чтобы подчеркнуть ее важность в данном перечне. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных. Поступки, говорящие о ваших трепетных чувствах друг к другу, слова нежности, проявления заботы, внимания к проблемам другого и желание помочь – вот то, что делает семью нерушимой крепостью.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение; это то, что люди переживают вместе внутри общего дома, все то, благодаря чему семья становится крепкой, превращаясь в надежную тихую гавань в бушующем океане жизни, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей – все это нерушимый фундамент, на котором строится счастливая семья, залог ее прочности и долговечности.

Семейного всем нам счастья!

 

Литература

1. Коростелева Ю. Е. Патриархальный идеал как основа традиционной семьи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования, 2015. 

2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. – СПб., 2008.

3. Ковалева А. В. Негативные факторы трансформации традиционной семьи в современную // Общество и экономика, 2013, №9.

4. https://xn-dtbebvqepcbbtq4r.xn-p1ai/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.