KZ

Главная страницаСамопознание в университете
Закон и совесть.
Закон и совесть.
26 ноября 2013    Автор / Б. Турсунов, г. Алматы

Опора государства – его законы,

Опора человека – законы его совести.

Каждый человек по своему жизненному опыту знает, как тесно он связан с другими людьми, как он нуждается в них, и они – в нем. Без общности людей не было бы личности, без множества человеческих личностей не было бы общества. Личная жизнь человека строится на фоне общей жизни человеческого общества, она как ветвь закрепляется и растет на стволе дерева.

Жизнь человеческого общества складывается не под влиянием хаоса, не под влиянием каких-то случайных событий, а в результате действия на нее разнообразных законов таких как: физико-природные (в т.ч. биологические), математические, экономические, нравственные, общественно-государственные законы и т.д.

И если, например, физико-природные законы существенно влияют на биологическую сторону нашей жизни (земное притяжение, наследствен­ность, влияние погоды), то нравственные и общественно-государственные законы оказывают воздействие на внутренний мир человека, а также на межчеловеческие отношения внутри общества.

Во все времена каждая человеческая личность искала и продолжает искать свое место в обществе. Человек по своей природе всегда стремится реализовать себя и свои способности в обществе, в тех его сферах, куда влекут человека его таланты и способности – в экономической, духовной, политической, технической и т.д. Но заметьте, что все действия людей при этом обусловлены рамками тех законов, которые действуют на данный момент в данном обществе. Например, человек — экономист или предприниматель, придержива­ющийся концепции рыночной экономики, не смог бы реализовать свои способности в стране с нерыночной системой экономики или в любой другой стране, где нет соответствующей законодательной базы.

А задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся и из чего рождаются законы общества и государства?

Представьте себе, что даже в глубокой древности в любом первобытнообщинном племени существовали примитивные порядки, (законы) регулирующие жизнь первобытных людей. Такие законы обычно складывались из нескольких простых понятий – что можно, а что нельзя. Такие законы племен всегда вытекали из представлений их вождей и его соплеменников о справедливости. Например, своего соплеменника убивать нельзя, а человека другого племени – можно и т.д. И впоследствии, на протяжении всей человеческой истории законы обществ и государств всегда рождались и проистекали из представлений большинства людей в обществе или людей, стоящих у власти общества, о справедливости, о добре и зле. То есть нравственные понятия, и принципы людей всегда находили свое выражение в законах общества.

Здесь мы можем вспомнить и 282 закона древневосточного царя Хамурапи, жившего 3700 лет назад, и 10 нравственных заповедей пророка Моисея (Муса), нашедших свое отражение в законах многих государств, и кодекс чести Наполеона.

Такие своды законов существовали в древности и в нашей стране, такие как «светлый путь» Касым-хана,«ветхий путь» Есим-хана, «семь канонов» Аз Тауке-хана и другие, регулировавшие жизнь в обществе.

Законы государств никогда не стояли на месте и претерпевали изменения и совершенствование в зависимости оттого, как быстро росла мораль и нравственность общества. Были времена, когда смертная казнь совершалась над людьми за малейшие провинности, когда рабство и торговля людьми были узаконены во многих странах, когда дискриминация по цвету кожи была нормой для некоторых государств. Но постепенно, с совершенствованием морали улучшались человеческие отношения и отсюда совершенствовались и законы государств.

Законы государства настолько сильны и мудры, насколько позволяет уровень нравственного развития этого общества, и насколько люди осознают и понимают такие нравственные ценнос­ти как справедливость и честность, человеколюбие и уважение человеческой личности, милосердие и сострадание, достоинство и благочестие.

Сегодня вполне ясно и очевидно, что законы общества постоянно развиваясь, неуклонно совершенствуются в сторону нравственных законов, пытаясь как бы достичь их по своему уровню, одновременно являясь инструментом для внедрения нравственных истин в жизнь общества. И если законы общества призваны регулировать жизнь и отношения внутри общества, то существуют законы и внутри каждого человека, которые во многом определяют поведение человека в обществе. И хранителем этих законов является совесть человека; и чем лучше она развита, тем больше стремление такого человека жить честно и справедливо, тем больше в человеке доброжелательности к людям, тем полезнее он обществу.

Именно нравственно богатая совесть служит человеку своеобразным внутренним законом, удерживающим его от дурных поступков и одновременно служит ему измерительным инструментом для определения границы между правдой и ложью, добром и злом.

Совесть – это наш внутренний нравственный судья, который оценивает и судит каждый наш жизненный поступок. И чем развитее наше сознание и чем лучше в нем сформированы понятия о добре и зле, чем больше наше сознание наполнено высокими нравственными ценностями и понятиями – тем больше развита наша совесть, тем требовательнее она к человеку. Именно хорошо развитая совесть не дает человеку совершить недостойные поступки, а наоборот, направляет действия человека в правильную и благородную сторону. Совесть удерживает человека от безнравственных поступков не только, когда мы находимся среди людей, но и тогда, когда мы одни и никем не контролируемы, кроме нашей совести.

Однажды во время войны в голодное и холодное время в одном из тыловых городов жила небольшая семья – больная мать, юноша-подросток и его две сестренки-дошкольницы. Поскольку мать была больна и не могла работать, то работал из всей семьи лишь этот 15-летний юноша, кормя всю семью.

В те тяжелые военные годы единственной оплатой за труд были хлебные карточки, в обмен на которые можно было получить немного хлеба. Однажды, идя вечером с завода, домой юноша увидел на снегу кем-то оброненные хлебные карточки; подняв и посчитав их, подросток понял, что это был не иначе как чей- то целый месячный заработок. Он вначале обрадовался такой бесценной находке, представляя, как будут этому рады его больная мать и сестренки. Теперь,– думал он,– можно дожить и дотянуть до весны.

Но спустя совсем немного времени, что-то забеспокоило и защемило в его груди. Вспомнив своих истощенных сестренок и больную мать, подросток задумался о том, что возможно эти, кем-то потерянные хлебные карточки, принадлежат какой-то полуголодной семье, в которой имеются и малыши, и больные. И скорее всего, эти хлебные карточки также являются для этой семьи последней надеждой на выживание.

В еще неокрепшей душе паренька в этот миг началась настоящая борьба между желанием помочь своей семье и его совестью, говорившей ему, – эти карточки не твои, иди и отдай их, не допусти смерти других людей. Постояв в раздумье, несколько минут и неожиданно заплакав, он вытер кулаком свои полудетские слезы, глубоко вздохнул, повернулся и побежал искать владельца потерянных хлебных карточек.

За этого подростка с большой и чистой совестью мы с вами можем быть спокойны, из него, конечно же, впоследствии вырос настоящий человек, способный преодолеть любые трудности, способный пожалеть и помочь слабому, способный понять и простить оступившихся.

Совесть способна осуждать человека за его неправильные поступки – это называется самоосуждение, когда человек обвиняет сам себя в каких-то безнравственных действиях. Знакомо ли вам это чувство? Самоосуждение бывает настолько сильным, что человек порой не ест, не пьет и не спит. Самоосуждение – это показатель человечности, это показатель развитого сознания и развитой совести. Способность людей к самоосуждению – это признак высокого нравственного развития.

Но мир людей разнообразен, и не секрет, что бывают люди и с неразвитой совестью. О таких говорят – бессовестный. Некоторые из таких людей, совершив обман или злой поступок, или преступление, совершенно не чувствуют своей вины, они не способны понять умом и почувствовать сердцем свои неправильные и нечеловеческие действия. Такие безнравственные люди по своему развитию больше похожи на представителя животного мира. Мы с вами можем понять, когда тигр убивает оленя или когда кошка съедает мышь. Им – животным, недоступно чувство самоосуждения, чувство совести, чувство вины и сострадания.

Но постарайтесь ответить сами себе, почему, же некоторые люди, обманывая других или совершая преступление, не способны к самоосуждению? Подумайте над этим.

Древний суфий Кожа Ахмед Яссауи писал:

Благовоспитанность покинула народ,

Изящных девушек бесстыдство охватило.

«Где стыд – там нравственность», – сказал Яссауи. – «Бессовестность – всеобщая могила».

Совершенно прав древний мыслитель, бессовестность и бесстыдство разрушают не только человеческую личность, но способны разрушить и любой народ, любое государство. И напротив, стыд, совесть и нравственность формируют не только человеческую личность, но формируют достой­ный и цивилизованный народ, с достойной и цивилизованной жизнью.

Одной из сторон совести является стыд человека за свои поступки. Человеку стыдно бывает перед людьми, когда человека стыдят другие люди. Но человеку бывает стыдно и без внешних осуждений, ему бывает стыдно просто перед самим собой. «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой»,– говорил Л.Н. Толстой.

Счастливы люди, способные к самоосуждению, счастливы люди, которых посещает стыд, счастливы люди, имеющие совесть, потому что именно они называются людьми, и могут правильно и достойно прожить свою жизнь. «Если совесть и честь, как товар продал, презренны слова твои и дела» (Абай).

Совесть и нравственность являются опорой души человека, и если нет этой опоры в человеке, то происходит разрушение человеческой личности. Точно также, если в государстве нет мудрых и действенных законов, то неминуемо разрушение такого общества. И если внутренние законы человека слабее и менее развиты, чем законы общества, то тем самым создаются условия для нарушения человеком общественных законов – создаются условия для преступления через черту этих законов. Например, если закон требует, чтобы человек переходил улицу только на зеленый свет светофора, а человек (его совесть) считает, что можно перейти улицу на красный свет и можно вообще перебежать ее в неположенном месте, то это и есть нарушение (преступление) законов. Когда внутренние законы человека отстают от законов общества.

Но в случае, если внутренние законы нравственности развиты в человеке больше, чем законы общества, то такой человек никогда не нарушит государственные законы. Например, когда законы государства говорят, что брать чужое – это воровство и оно наказуемо, а в то же время внутренние законы (совесть) человека говорят ему, что надо бескорыстно помогать неимущим людям, то в этом случае налицо отставание законов общества от морали этого человека, от его внутренних нравственных законов.

Наступят времена, когда законом государств станет любовь к человеку, а преступлением будет считаться равнодушие к человеку!

Надо сказать, что законы общества не служат только «уздой» для людей, держа их в определенных рамках поведения, законы также призваны и открыть перед людьми перспективы их развития и становления, наделяя их различными правами в разных направлениях жизни. Откройте Конституцию и вы увидите множество статей Закона, используя которые, вы можете построить правильную и достойную жизнь. Но самое главное достижение наших сегодняшних законов общества состоит в том, что все граждане общества равны между собой в своих правах, в своем отношении к Закону, министр и фермер, чиновник и предприниматель, преступник и судья, мужчина и женщина.

Каждый из нас, разумеется, не желает зла себе самому, не желает зла своим родственникам, друзьям и другим людям. Но еще не все среди нас понимают, что самая лучшая защита от зла обеспечена в том обществе, где людьми исполняются действующие законы, так как именно в такой человеческой среде возможен относительный порядок и справедливость, и условия для нормальной жизни людей.

Одна из форм патриотизма – это уважение человеком зако­нов общества, в котором он живет. Но обратите внимание на одно удивительное явление – среди нас живет огромное количество людей, не знающих дословно и не знакомых с действующим законодательством, но несмотря на это они живут честной и порядочной жизнью, ориентируясь не на уголовный кодекс, а на свою развитую совесть, содержащую более высокие и более совершенные законы нравственности. И таких людей много.

И наоборот, есть люди, глубоко разбирающиеся в юридических тонкос­тях, но в своей повседневной жизни не всегда их соблюдающие. По этому поводу есть маленькая притча о том, как в древнем Риме один недобросовестный государственный чиновник спрашивает другого, – чем мы с тобой отличаемся от сидящих в тюрьме преступников? На что сам и ответил, – а тем, что там, в тюрьме сидят пойманные воры, а мы с тобой – воры не пойманные!..

Самой природой в каждом человеке изначально заложено чувство справедливости, но чаще всего человек «включает» это чувство, в основном по отношению к себе, когда его в чем-то обделяют или обижают. В то же время сам человек не всегда справедлив по отношению к обществу и окружающим его людям. Именно в этом лежит одно из главных противоречий человеческого характера, мешающее людям строить в обществе мирные и справедливые отношения, благополучную и светлую жизнь.

Поэтому для достойной жизни в обществе человек должен постоянно помнить и соблюдать вечный нравственный закон: «И как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними», который, собственно, и является основой справедливой и достойной жизни людей.

comments powered by Disqus