KZ

Главная страницаСамопознание в университете
Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания
Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания
15 июня 2015    Автор / Дюжакова Татьяна Александровна,г.Житикара, учитель самопознания КГУ «Станционная основная школа»

Одной из важных задач казахстанского общества на современном этапе является формирование гражданского общества. Семья- главная и основная школа, в которой формируются нравственные, патриотические, гражданские  качества подрастающей личности. Семья – важнейший и первый  институт социализации личности. Современные школьники, как и мы, взрослые, испытывают дефицит любви к окружающему миру, к ближнему, к себе со стороны общества. Эмоциональная недостаточность- проблема нашего времени.

Наиболее остро это ощущают дети. Озабоченность большинства семей проблемами материального и социального выживания, самоустранение многих родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка негативно сказываются на воспитании детей. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

Проблемы семьи волнуют и самих детей. При выявлении ценностных ориентаций на первых уроках самопознания мною  выявлено, что  40% учащихся 5-9 классов на одно из первых мест ставят спокойную обстановку в семье и недостающую любовь и внимание родителей. Меня озаботил данный факт: как же избежать проявления дальнейшей дезорганизации семьи как социального института? Каким образом повернуть родителей лицом к собственным детям? Как организовать учебный процесс так, чтобы из нынешних детей выросли в будущем хорошие родители?

Решению ряда перечисленных выше проблем успешно будет способствовать и способствует курс «Самопознание», в рамках которого целенаправленно осуществляется духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие личностных качеств ребенка. Следующий акцент я сделала  на вовлечение семьи, на оказание педагогического влияния на семейные отношения, на специальную работу с родителями и их детьми, при выполнении которых необходимы сотрудничество ребенка с родителями и родительская помощь в осмыслении и закреплении нравственных норм. Так у меня появилась   идея разработки и создания дополнительных материалов, в состав которых входит:

•      методическое пособие для учителей самопознания «Уроки семейного воспитания» (комплекс методических разработок уроков);

•      методическое пособие «Клуб молодой семьи» (комплекс методических разработок для работы с родителями);

•       дидактические  материалы   «Картотека творческих игр и заданий для уроков самопознания».

 

        Целью методического пособия «Уроки семейного воспитания» является:

  • формирование системы семейных ценностей;
  • улучшение взаимоотношений в семьях учащихся;
  • воспитание в детях ответственного отношения к созданию своей семьи;
  • возрождение нравственно- этических норм и традиций  семейного уклада и др.

Пособие состоит из 14 подробно разработанных занятий на темы: «Моя семья», «Солнце семьи», «Дружба в семье», «Древо семьи», «Уважение в семье», «Воспитание в казахской семье», «Берегите родителей», «Доверие в семье», «Нужно ли баловать детей в семье», «Счастливая семья», «Школа семьи», «Красота души», «Моя будущая семья», «Труд-это праздник».

Материалы данных занятий рекомендуется использовать в качестве дополнительных материалов для проведения уроков самопознания в 5-9 классах общеобразовательной школы или как разработки самостоятельных уроков. Предлагаемое  пособие «Уроки семейного воспитания» предназначено для учителей самопознания в проведении занятий по таким разделам программы, как «Быть человеком», «Учимся общению», «Человек и общество», «Мир человечества» и др. и призвано помочь детям и взрослым в осознании  важности семейного воспитания.

Структура занятий составлена в соответствии с требованиями к структурным элементам  уроков самопознания, т.е. включает такие элементы

-круг радости, -работа по осмыслению цитаты урока, -чтение и обсуждение рассказов, сказок, отрывков из художественных произведений по темам занятий, -проведение бесед, -выполнение упражнений, творческих игр и заданий, -минутка тишины, -инсценирование и др.

В ходе занятий используются материалы, над которыми работают не только дети, но и члены их семей. Для этого предлагается предварительно или после занятий написать сочинения, письма благодарности, нарисовать рисунки, составить те или иные документы- планы, сценарии, интервью, обращения, адресованные взрослым.

Большое внимание в материалах к занятиям уделяется формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи.   

Материалы пособия предназначены для  учителей самопознания, классных руководителей, воспитателей и родителей. Рассмотрим содержание и форму проведения занятия на примере темы «Воспитание в казахской семье». В начале занятия после проведения круга радости, беседы по цитате урока «Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека» по вопросам, какие семейные традиции вы знаете, важно ли следовать семейным традициям, провожу беседу об особенностях взаимоотношений в казахской семье между ее членами, о традициях и семейном укладе. Родственная связь для казаха- особенная составляющая в его семейной жизни. Все мы кому-то родственники. Ни один настоящий казах или казашка не может представить свою жизнь без общения с родственниками. Трудно вообще найти другой такой народ, где родственным узам придавалась бы такое громадное значение. «Отбасы», «семья»- для казаха понятия святые. Рождаясь и воспитываясь в семье, ребенок впитывает все, что присуще этому дому. Повзрослев, человек создает семью и передает полученное им воспитание своим детям. Именно поэтому воспитанию детей в казахских семьях уделялось большое значение. Особые взаимоотношения внутри членов семьи были выработаны вековыми традициями народа. Эти традиции позволили казахскому народу пережить века и сохраниться как единому национальному образованию. 


«Бауырым» — так казахи называют родного человека. Казахи считают, что за родственные чувства «отвечает» в организме человека именно печень. Именно она, якобы, «переживает» и болит за родственников. Отцовский «шанырак» - символ родового очага, доставался обычно самому достойному из братьев. Старшему  или младшему, конкретных правил здесь нет. Он доставался тому из них, кто с ранних лет проявит себя основательным, степенным и добропорядочным членом семьи. 


Владеть отцовским «шаныраком» - высокая честь. Это означало, что данный дом- самый главный среди домов, семей данного рода. Балалар» (дети) в казахской семье воспитывались в атмосфере любви и уважения, им внушалось проявлять уважение к родителям и другим членам семьи. 


«Жаксы бала әкесінің басын төрге сүйрейді, жаман бала – босагаға сүйрейді» (хороший ребенок отца возвышает, плохой – принижает) говорит казахская пословица. И действительно, как бы не был плох родитель, ребенок должен чтить и уважать его, в противном случае, плох будет сам ребенок. «Ул» (сын) традиционно считался продолжателем рода. Поэтому мальчиков отцы традиционно ценили больше дочерей. «Кыз» (дочь) считалась гостьей в доме отца, которая со временем обретя семью, уйдет в другой дом.


Далее учащиеся самостоятельно читают японскую притчу «Гора Обасутэ», делятся впечатлениями о прочитанном. Обязательный компонент структуры урока самопознания-  разминка, конкурс на самую древнюю, старинную вещь, которая имеется в их доме. Это занятие позволяет снять усталость, напряжение, активизирует внимание, расширяет кругозор. Особый акцент мы делаем на предметах быта, утвари казахского прикладного искусства. Все принесенные детьми предметы оформляются как выставка и оборудование к уроку, на фоне которой я фотографирую детей. Следующим этапом урока являются выступления детей с интервью, которые они подготовили к занятию. Суть интервью- рассказать о самых интересных обычаях, традициях казахской семьи, которые стали общепринятыми нормами в нашей повседневной жизни. Заканчивается занятие проведением круга «От сердца к сердцу» и чтением стихотворения:

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,
Даже не стул за столом, это не дом
Дом – это там, куда готов ты

Возвращаться вновь и вновь,

Яростным, нежным, добрым и злым,

Еле живым…
Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом!

Особенностью   следующего материала- комплекса методических разработок для проведения занятий с родителями в «Клубе молодой семьи»  является то, что наряду с воспитательной направленностью, большое внимание в ней уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

Целевое назначение методического пособия:

-организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

·         Обеспечение  взаимодействия школы и родителей для функционирования образовательного и воспитательного пространства школы;

·         развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей и др.

Материалы, используемые на заседаниях, помогут детям и родителям лучше понимать друг друга, расскажут родителям, как можно верить в своих детей и доверять им. В материалах к занятиям имеются рассказы, стихи и диалоги, к работе с которыми будут привлечены не только родители, но и дети. Литературный материал, творческие задания и философские диалоги помогут родителям и детям в молодой семье объяснят детям, что им необходимо учиться, понимать своих родителей и беречь их, дружить и понимать друг друга, сохранять любовь и уважение в семье. Занятия в клубе воспитывают у детей и  их родителей терпение, милосердие, доверие.

Совместная деятельность родителей и ребенка, общие увлечения, участие в делах приводят к истинной духовной близости. Совместный поиск решений,  домашних и семейных проблем,  решение и выполнение творческих заданий, создание семейных ритуалов, совместные прогулки, семейные праздники помогут родителям передать свою систему ценностей и нравственных убеждений.

Занятия в Клубе молодых семей  можно проводить в различной форме. Это может быть конференция, дебаты, час откровения, встречи, вечера, родительские семинары, ролевые игры, диалоговая площадка и др. В методическом пособии все занятия разработаны в плане  интерактивного режима. В процессе совместной деятельности родители  помогут своему ребенку почувствовать себя взрослым, самостоятельным. В Клубе молодой семьи предлагается провести десять заседаний по плану:


Тема заседания

   

Предполагаемая форма проведения

 


Срок

   

Участники

1

«Принимайте детей такими, какие они есть»

Диалоговая площадка

 сентябрь

Родители и дети

2

«Дорогие мои старики»

вечер

 октябрь 

Родители и дети

3

«Учите детей жизни»

Книжная терапия

 ноябрь 

Родители и дети

4

«Приучаем детей к порядку»

Беседа и рекомендации

 декабрь 

Родители и дети

5 «Секреты переходного возраста»

Диалог - размышление

 январь

Родители и дети

6 «Причины детской агрессии»

Круглый стол

февраль

Родители и дети

7

«Как воспитать не эгоиста»»

 Беседа, консультация  март 

Родители и дети

8 Нужно ли быть строгими с детьми?

Беседа, консультация

 апрель  Родители
9

«Здоровое питание и дети»

Встреча - дискуссия

апрель

Родители и дети

10

Дети и компьютер

Книжная терапия

май

Родители и дети





Картотека творческих игр и заданий разработана   для использования на уроках самопознания и занятиях Клуба молодой семьи в качестве дополнительного дидактического материала. Предлагаемые игровые ситуации направлены на то, чтобы раскрепостить ребенка, они позволяют ему почувствовать себя личностью, внушают ему уверенность  в  том, что его переживания, социальный опыт достойны внимания и обсуждения, воспитывают доброжелательное отношение  к окружающим его людям, родителям, родственникам, друзьям, одноклассникам.

В ходе игры, выполнения заданий ребята вовлекаются в различные жизненные ситуации, учатся не только наблюдать, рассуждать анализировать, но и  пародировать, иронизировать, смеяться, публично демонстрировать относительность социальных статусов и положений. Использование на занятиях творческих игр и заданий преследует цели помочь детям проявить индивидуальные качества, особенности характера. Педагог и родители могут постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, взаимоотношения в школе и в семье. Дидактические творческие игры и задания оформлены как карточки со следующими названиями: «Лучшие в мире родители и дети», «Мы и наши родители», «План любви для всей семьи», «Письмо любви», «Семейные проблемы», «Исправим наши ошибки», «Мамина улыбка», «Фамильное дерево», «Истории из жизни наших родителей», «Комплименты для родителей», «Функции семьи», «Чему нас учат родитеди?», «Солнечная мама», «Цветы счастья», «Дары родителям», «Готовность помочь», «Рассмеши меня», «За что меня любит мама?», «Скульптор», «Паутинка», «Место правителя».

Самое важное предназначение творческих игр и заданий- они должны служить развитию души ребенка.

Разработанные материалы были апробированы в течение года  не только мною на уроках самопознания и во внеклассной работе, но и в работе всего коллектива- как в рамках Клуба молодой семьи,  так и вообще со всеми родителями нашей школы.  

Положительным результатом данной работы  является:

•         укрепляется связь школы и семьи;

•         у детей зарождается и развивается гармоничное видение мира;

•         воспитывается ответственное отношение к созданию своей семьи;

•         устанавливаются доверительные взаимоотношения между членами семьи;

•         у учащихся растет чувство гордости за свою семью, причастности к семье и др.

Василий Александрович Сухомлинский  в своей книге «Потребность человека» писал: «Ни одна школа, ни один даже самый опытный педагог не может дать ребенку того, что дать ему может семья». И в этом мы семье помогаем.

 

Литература.

 

1.Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ «Самопознание», Алматы, «Бобек», 2010г.

2.  Республиканский научно-методический журнал «Самопознание. Kz», №1, №2, №3, №7, №9, №10, №12- 2010г., №1 – 2012г.

3.М.Ш. Мусина, «Школа и родители», журнал «Открытая школа»,  г.Алматы,  №6, 2007г

4.М.К. Такеева, «Школа и родители», журнал «Открытая школа», № 10, 2007г.,

5. Самойлова Е.А. Влияние изучения курса «Самопознание» на взаимоотношения в семье. Москва. “Книжный Дом Локус”.2004г.

6.Гурьева Т.И., Сотрудничество воспитателя и родителей в самопознании», Москва. “Наука”. 1991г.

7. А. Лопатина, М. Скребцова  «Вершины мудрости», Москва, «Книжный Дом Локус», 2003г.

8. А. Лопатина, М. Скребцова  «Ступени  мудрости», Москва, «Амрита – Русь », 2008г.

 

Приложение 1

Методическое пособие «Творческие игры и задания по самопознанию»

 Игра «Функции семьи»

 

Карточка №11 «Функции семьи»


Задание

        Найдите из предложенных вам главных функций семьи три определения, не подходящие к  данным функциям. Объясните свой выбор «правильных» и «неправильных функций»

•         воспитательная;

•         распределительно-устроительная; оздоровительная;

•         духовно-нравственная;

•         познавательно-образовательная;

•         прикрывательная;

•         бытовая;

•         трудовая;

•         размежевательная;

•         культурно-просветительная;

•         досугово- творческая;

•        охранно-защитная. 
 
  


Приложение 2

Методическое пособие «Творческие игры и задания по самопознанию»

 Игра «Готовность помочь»

 

 
Карточка №16 «Готовность помочь»

Задание
 

      Поделитесь на группы и расскажите, каким должен быть человек, способный проявить любовь к  ближнему в той или иной ситуации,например:

•      родители на работе, вы пришли из школы, а дома ваша бабушка лежит на полу и стонет: что-то случилось с ее ногой- то ли перелом, то ли нога сломана, то ли просто сильный ушиб;

•       по дороге из школы домой на вас с сестренкой из-за угла выскочила и напала большая злая собака и вцепилась зубами в ногу сестры;

•      вы с мамой едете в автобусе. Автобус полный, поэтому ваша мама сидит далеко от вас, а вы стоите в проходе. Вдруг вы замечаете, как впереди стоящий молодой человек тихонько засунул руку в сумочку пожилой женщины, а она ничего не почувствовала.

     Придумайте свои ситуации и предполагаемые ваши действия

 



 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.