KZ

Главная страницаСамопознание в университете
Роль семейного воспитания в духовно-нравственном становлении ребёнка
Роль семейного воспитания в духовно-нравственном становлении ребёнка
19 апреля 2018    Автор / Д. Гончарова, учитель начальных классов, СОШ № 18 г. Павлодар.

Семья для ребенка–это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности постоянно, ведь дома ребенок проводит около двух третей своего времени. Безусловно, семья–это основа воспитания.

Вклад семьи в формирование личности огромен: в семье ребенок приобретает основы социализации, учится преемственности традиций, становится патриотом, достойным гражданином, хорошим будущим семьянином, выбирает профессию. Нужно отметить, что влияние семьи особенно сильно в младшем возрасте. В раннем детстве главным способом познания ребенка является воспроизведение слов и действий окружающих, поэтому воспитание детей родителям нужно начинать с себя. Привычки, обретенные в семье, человек сохраняет на всю жизнь.

Хотим мы того или нет, семейное воспитание автоматически включает в себя:

-физическое воспитание (формирование здорового образа жизни, занятия спортом, закаливание, правильная организация распорядка дня);

-нравственное (воспитание моральных ценностей – любви, уважения, доброты, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.)

-интеллектуальное воспитание (обогащение детей знаниями, формирование любознательности и интереса к обучению);

-эстетическое воспитание (выявление талантов и дарований у детей, формирование представлений о прекрасном);

-трудовое воспитание (выполнение домашних обязанностей, привитие базовых трудовых навыков, помощь в выборе профессии).

В выборе методов воспитания сколько родителей – столько и мнений, и только от родителей зависит этот выбор (личный пример, убеждение, поощрение, наказание). Однако нужно отметить, что наиболее действенным методом воспитания является личный пример родителей.

В отличие от семейного, школьное воспитание оказывает более широкое, разностороннее воспитательное воздействие на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. В данных условиях большую роль играет личность учителя и позитивный характер общения со сверстниками. Кроме того, воспитание в школе может происходить непосредственно через школьные предметы. Тем не менее, так же, как и в семейном, в школьном воспитании есть свои слабые стороны, например, обезличенность. В отличие от членов семьи, учителя уделяют детям совершенно одинаковое внимание. Поэтому совмещение школьного и семейного воспитания сегодня очень важно, особенно в начальной школе.

Семья – главный институт воспитания, основа основ. Дома ребенок готовит домашние задания, встречается с друзьями, занимается спортом, трудится, знакомится с произведениями искусства, вместе с родителями постигая законы жизни. Семья накладывает отпечаток на все сферы жизни человека. Эта закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, таков и растущий в ней ребенок. Поэтому очень важно, чтобы социальное, семейное и школьное воспитание осуществлялось в неразрывном единстве.

Таким образом, семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям нужно серьезно задуматься о том, какие ценности царят в их семье, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы воспитания используют.

Природой заложено, что отец и мать – естественные и основные воспитатели своих детей. Юридически родители имеют равные права и обязанности в отношении ребенка, однако согласно культурным традициям, роли отца и матери как воспитателей различны. Женщина рожает ребенка, ухаживает за ним, воспитывает. Отец руководит и принимает решения, обеспечивает материальное благополучие и защищает семью от трудностей. Для многих семей такое распределение ролей считается идеалом. В его основе лежат природные черты мужчины и женщины: чуткость и нежность матери, сила и энергия отца. Стереотип, сложившийся веками, прочно живет в нас: считается, что хорошая мать та, которая при первом же плаче ребенка бросается на помощь, утешает и лелеет, в то время как мужчине «неудобно» проявлять беспокойство и растерянность. Ученые выяснили, что способность к сопереживанию детским проблемам и стремление прийти на помощь своему чаду не зависит от пола, что женщины и мужчины переживают за своих детей в равной мере, но мужчины предпочитают не выражать свои эмоции.

Появление ребенка для мужчины – не менее важное событие, чем для женщины. Социологи утверждают, что функция отца как воспитателя в последнее время значительно изменилась в лучшую сторону. Классическая роль отца – добыть пропитание и защитить семью от трудностей – ослабла. В наше время экономически востребованы оба супруга, а главными трудностями семьи стали проблемы быта. Сегодня мужчины глубже переживают интимность семейной жизни, чем прежде. Современным папам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы: великодушие, чувство юмора, изобретательность, умение общаться с ребенком. Естественно, сможет ли мужчина в полной мере реализовать себя в качестве отца, во многом зависит от женщины, ее поддержки и понимания. Современные отцы посвящают детям больше времени, чем прежде, и это благотворно влияет на развитие личности. Наблюдения показали – если на первом году жизни в повседневном уходе за ребенком принимает участие не только мать, но и отец, дети в будущем меньше боятся незнакомых людей, более коммуникабельны и открыты миру.

В воспитании отцу традиционно отводится дисциплинирующая функция. Распространено мнение, что страх отцовского наказания лежит в основе развития нравственности. Исследования же говорят об обратном: дети чрезмерно строгих отцов часто неспособны сочувствовать, сострадать, проявляют агрессивное, а порой даже асоциальное поведение. Воспитание, связанное с унижением ребенка, его достоинства, как правило, не дает ожидаемого результата. Поэтому строгость отца может быть проявлена только на фоне безоговорочной любви к ребенку. 

Отсутствие в семье мужчины может оказаться для развития ребенка серьезной психологической и нравственной проблемой. Бессознательно у девочки может сформироваться убеждение, что отец не так уж нужен, что, безусловно, повлияет на ее представления о семье. Девочке отец особенно необходим в подростковом возрасте. Женщина, воспитывающая мальчика одна, часто становится для него образцом мужского поведения. Матери в неполных семьях властны и решительны, ведь только на их хрупкие плечи ложится вся ответственность за воспитание. В таких условиях дети вырастают несамостоятельными и безынициативными. Для мальчика гиперопека одинокой мамы как воспитателя чревата формированием у него нерешительности и тревожности.

Для гармоничного развития ребенка предпочтительно, чтобы в его ближайшем окружении были представлены и мужской и женский типы мышления, ведь они, как известно, существенно различаются. Мужчины лучше ориентируются в мире вещей, в то время как женщины тоньше разбираются в психологии. У мужчин больше развито пространственное и логическое мышление. Зато женщины превосходят их в речевом развитии, способны быстро схватывать ситуацию в целом, действовать интуитивно. Поэтому развитие интеллекта ребенка, воспитанного только матерью, часто идет по «женскому типу»: языковые способности налицо, но логические науки даются с трудом.

Мужчинам свойственно дифференцированное отношение к детям в зависимости от пола. Так, например, уже с первых дней отец по-разному играет с дочкой и сыном, формируя тем самым их половую идентификацию. Отец, как правило, поощряет активность, решительность и выносливость у мальчика, терпимость, нежность и мягкость у девочки. Именно отец отвечает за гендерную идентификацию своих детей.

Дети строят свое поведение, следуя примеру родителей, подражая им в соответствии с полом. Таким образом, для целостного развития личности важно, чтобы ребенок имел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

Особым образом в семье происходит воспитание нравственных норм и ценностей. Здесь важное значение имеют моральные качества супругов. Такие качества родителей как умение понять другого, терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание воспитывают ребенка счастливым, подготовленным для жизни в браке. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные родители являются причиной многих конфликтов в семье, способных разрушить брак. Такие родители глубоко ранят душу своего ребенка, делают его несчастным и одиноким. Поэтому супруги должны с одинаковых позиций относиться к нравственным нормам и ценностям – таким как взаимоуважение, справедливость, долг, ответственность перед семьей и обществом. Любое противостояние супругов друг другу в вопросах нравственности будет только подрывать фундамент их отношений. А любовь, духовная близость и общение родителей являются одним из главных воспитательных факторов, эмоциональной основой воспитания детей в семье. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок.

Любовь между родителями и детьми дана самой природой, любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров – взрослых и детей, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Если при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других членов семьи, щадят самолюбие друг друга, сообща переживают и горе и радость, то рождается семейная сплочённость. Отношения истинной любви в семье наполняют её радостью. Человек, вышедший из такой семьи, не ищет праздности и пустых развлечений, а ощущает себя звеном в цепи благочестивого рода, – ему выпала честь и ответственность сохранить и продолжить дело родителей. Поэтому дети благочестивых родителей в своей семейной жизни ориентированы на любовь и ответственность перед своим родом.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.