KZ

Главная страницаСамопознание в университете
Школа, родители и я – единая семья
Школа, родители и я – единая семья
11 января 2019    Автор / РидельС., учитель Самопознания, СОШ №52 им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Воспитывая детей, родители и учителя

воспитывают будущую историю своей  страны,

а значит, и историю мира.

А. С. Макаренко

На сегодняшний день кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентаций и в обществе, и в семье требуют осмысления особенностей воспитания личности, в условиях быстро меняющихся общественных отношений.

Семья, являясь одним из первичных социальных институтов, призвана обеспечить воспитание человека с высоким уровнем национального и интернационального самосознания, а также сохранить и развить традиционные этнические культуры, основанные на общечеловеческих ценностях.

Человеку свойственно помнить и чтить свое родство. Так, выдающийся русский философ, ученый, поэт П. А. Флоренский писал, что «…любовь к своему конкретному корню – это любовь к корню личности, истории бытия. Это знание семьи и рода для каждого, кто хочет осознать свое место на Земле».

Что мы, взрослые, должны срочно предпринять, чтобы поколение наших детей не стало «потерянным» поколением? Какие меры? Как способствовать формированию у подрастающего поколения представления о роли семьи, семейных ценностях, истории семьи, рода, и, следовательно, всей страны? Настоящие учителя, душой болеющие за судьбы детей, постоянно думают об этом.

Сегодня мы вынуждены признать, что причина многих проблем, втом числе мирового уровня, а, возможно, даже глобального масштаба, в том, что в жизни человека отсутствуют общечеловеческие, в первую очередь  семейные, ценности, высокие духовно-нравственные идеалы и морально-этические устои. В бешеном темпе современной жизни, господстве потребительского отношения к миру, природе, обществуоказались неактуальными, а зачастую просто-напросто забытыми такие понятия, как:

-святость семейных уз;

-тепло домашнего очага;

-обычаи предков;

-семейные традиции;

-знание своей родословной;

-почитание памяти усопших и др.

Мы, родители и учителя, не должны забывать простую житейскую истину: сегодня подросток – завтра родитель. Поэтому очень важно помочьнашим детям уже сегодня, сейчас  понять, какую важную и непреходящую ценностьдля человека представляет его семья.

В сложных современных условиях, когда оба родителя изо всех сил стараются обеспечить семью, откладывая воспитание детей на второй план или, еще хуже, на других людей (родственников, нянь, учителей, репетиторов и т. д.), складывается далеко не радужная картина семейного воспитания. Поэтому возникает настоятельная необходимость систематической и квалифицированной помощи семье со стороны социально-психологической службы, педагогов. Ведь только в процессе взаимодействия педагога, родителя и учащегося можно успешно решить проблему формирования и развития личности.

Поэтому образование в современных условиях должно взять на себя решение важнейших задач:

-вернуть людям веру в высшие идеалы и гуманные ценности;

-содействовать укреплению единства семьи и сохранению ее нравственных устоев;

-формировать модель единого культурного пространства «ребенок – семья – социум»;

-способствовать формированию осознанного родительства и т. д.

При проведении различных социологических мероприятий совместно со школьным психологом сложилась картина далеко неполной осведомленности детей о своей семье, семейных ценностях, а также отсутствия  у старшеклассников знаний о понятии «планирование семьи». А ведь именно в школьном возрасте у детей формируются жизненно важные ценности, выстраивается система взаимоотношения с окружающими, происходит осознание своей причастности к семье, роду, роли семьи в своей жизни, что в дальнейшем создает благоприятные условия для социализации в обществе.

В ценностном постижении мира современных школьников неизмеримо возрастает роль Программынравственно-духовного образования «Самопознание», автором которой является первая Леди Республики Казахстан Сара Алпысовна Назарбаева. И возвращение к «хрустальному источнику духовности» предполагает, в первую очередь,формирование семейных ценностей, ведь семья – это та «колыбель», в которой зарождается наша судьба.

Использование на уроках самопознания таких приемов, как «Рассказывание историй», «Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др., направлено как на расширение знаний и представлений школьников о ценностях и нравственных качествах человека, так и на развитие мышления, эмоционально-волевой сферы,  эмоционально-образное восприятие материала, активизацию познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала и т. д.

Такие этапы урока, как «Минутка тишины», «Наедине с собой», – это время для размышлений о самом себе, близких и родных, добре, человечности, улучшении жизни людей и др. В результате такой работы дети учатся видеть свои достоинства и недостатки, поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам, действовать самостоятельно и находить решение поставленных задач.

Один из наиболее эффективных способов регламентации системы представлений учащихся о ценностной картине мира – отображение их эмоционально-чувственных впечатлений о предмете беседы на уроке в рисунках(«Семейное дерево», «Дерево счастья моей семьи», «Моя семья» и др.). С помощью изобразительного языка дети могут моделировать мир на листе бумаги, выделяя наиболее значимые объекты и фиксируя отношения между ними. На таких занятиях они имеют возможность высказать свою точку зрения, проявить творчество. Рисунки «Семья – это родные..», «Традиции людей – это…», «Как важно, что ты родился», «Рецепт семейного счастья» наполняют детские сердца радостью от понимания того, что все они«объекты» любви и семья – это их все.

Все направления воспитательного процесса не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Так, совместно с родителями проводятся мероприятия «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», «День семьи»,соревнования «Самая спортивная семья», игра «Мой дом – моя крепость» и др. Уже традиционными стали родительские лектории, беседы  с психологом и классным руководителем и т. д. Проводятся открытые уроки, раскрывающие семейные ценности и способствующие осознанию семьи как главного богатства человека:«Учимся любить» во 2 классе, «Семейные ценности» в 4 классе, «Мир семьи» в 5 классе, «Семья – основа общества» в 11 классе и т. д.Уроки состояли из бесед, творческой работы, игр, презентаций, показа фильмов и др.

Таким образом, отдельные мероприятия, посвященные формированию семейных ценностей, определили круг проблем и «русло» дальнейшей работы, в котором их нужно решать.

Использованная литература

1. Джадрина М. Ж.  Программа по самопознанию для начальной ступени общеобразовательной школы. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», Институт гармоничного развития человека, 2008.

2. Воликова Т. В. Учитель и семья. – М.,1980.

3. Гребенников И. В. Школа и семья. – М.,1985.

4. Дереклеева Н. И.Родительские собрания в 5–11кл. – М.: ВАКО, 2004.

5. Кипник М. Тренинг семейных отношений. Ч. 2. –М.: ОСХ-89,2008.

6. Минияров В. М.Психология семейного воспитания. –М.: МПСИ,2000.

7. Новые подходы в работе с родителями /Сост. Л. А.Байкова и др. – Рязань, 1993.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.