KZ

Главная страницаСамопознание в университете
Выразительное чтениекниги как фактор развития речи детей дошкольного возраста
Выразительное чтениекниги как фактор развития речи детей дошкольного возраста
18 ноября 2020    Автор / Т.Б.Байназарова кандидат педагогических наук, и.о. ассоциированного профессора, заведующая кафедрой Дошкольного и начального образования, Казахский национальный женский педагогический университет

Век глобализации характеризуется, с одной стороны, дальнейшим прогрессом мировой экономики, с другой стороны,  глобализационные процессы имеют и негативные последствия. Так, например, они влияют на рост социально-экономического расслоения общества, вследствии чего появляются привелигированные группы людей, имеющие чрезмерное материальное преимущество перед другими.Появляются семьи, в основе воспитания которых, превалируют материальные ценности,  а моральные устои теряют свою значимость.Некоторые родители показывают не самый лучший пример воспитания детей: чрезмерно опекают, захваливают, излишне обеспечивают материальными благами и др.

Между тем, материальное благосостояние людей никогда не определяло состояние духовно-нравственной сферы общества. Наоборот,  высокий уровень духовно-нравственного воспитания граждан являлось основой успешности политического, социально-экономического, культурного и  научного развития государств.

В начале XXI века в условиях глобализации проблемы воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту. Требуют тщательного изучения и анализа вопросы воспитания гражданственности, духовности и нравственности у молодежи, формирования их готовности к жизнедеятельности в современном обществе, умения  взаимодействовать с людьми разных  национальностей, возрастов и категорий.Особое значение имеет высокий уровень речевой культуры, умение грамотно строить  коммуникативное взаимодействие, владение стилем делового общения.

Исследования проблем развития языка и  речи ведутся учеными различных сфер науки: лингвистами, психологами, философами, социологами и др. Педагогическая наука располагает достаточно солидным фондом научных исследований, посвященных развитию культуры речи, культуры языка и общения. Дошкольная педагогика исследует данную проблему, акцентируя внимание родителей на актуальность проблемы речевого развития  детей с самого раннего детства.

Фундаментальное исследование, посвященное выяснению основного пути развития значений слов в детском возрасте, сравнительному изучению развития научных и спонтанных понятий ребенка, процессу его речевого мышления, было выполнено Л.С.Выготским [1]. Теоретические и методологические  вопросы лингвистики, психолингвистический анализ порождения и восприятия речи изучал А.А.Леонтьев [2]. Интерес представляют научные исследования С.Н.Цейтлин, посвященные изучению речи ребенка на ранних этапах развития, освоению письма и чтения, лексике, речевой диагностике и др. [3].  

Существует ряд отечественных научных исследований, направленных на изучение развития связной речи, использования художественной литературы в развитии дошкольников, это труды Н.И.Бенеш, К.С.Ильяшевой и др.[4,5].  А. Б. Елькеевой рассматриваются вопросы роли образовательных программ в развитии инноваций дошкольного образования в Казахстане [6]. 

Тем не менее, современный период развития общества характеризуется появлением значительного количества детей с проблемами развития языка и речи, требуется обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, активизация исследований в области речевого развития.

В казахстанской системе образования наблюдается обновление содержания воспитания и обучения детей и подростков, в том числе, детей дошкольного возраста. Перед педагогами стоят задачи воспитания гармонически развитой личности с высоким интеллектуальным и духовно-нравственным потенциалом. Решение задач всецело зависит от профессиональной компетентности педагогов, их умения успешно сотрудничать с родителями детей, посещающих данное дошкольное учреждение. Тем более, что многие родители стремятся отдать своих малышей в то дошкольное учреждение, где гарантирована комфортная среда, где педагоги проявляют творческий подход к своей работе, отличаются   мастерством в профессиональной деятельности.

Особого внимания в развитии детей дошкольного возраста требует работа над речью, языком и мыслительной деятельностью. Глубоко прав исследователь А.Н.Гвоздев в том, что «Язык – средство общения, познания, развития – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества» [7]. 

Языковую и речевую культуру необходимо воспитывать, формируя качества ответственности, коммуникативности, готовности к эмоциональному позитивному отклику.

Профессор О.С.Ушакова отмечает, что в соотношении языка и речи важно понимание сущности языковой способности, формирования элементарных представлений о системах языка: «Речь конкретна и неповторима, она материальна, так как состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых органами чувств; речь субъективна, являясь видом творческой деятельности индивида.Язык обладает абстрактностью и воспроизводимостью, он потенциален и объективен по отношению к говорящему» [8, С.6]. 

Одним из важных факторов целостного развития ребенка является выразительность речи. Используя выразительное чтение книги, мывоздействуем на ум и эмоциональную сферу сознания ребенка, способствуем развитию связной речи и пониманию его содержания.

Современные семьи имеют возможность иметь домашнюю библиотеку, посещать с детьми городские библиотеки, а самое главное – сделать выразительное чтение детской книги семейной традицией.

Так, большинство ученых отмечают необходимость выразительно говорить в общении, потому что это способствует поддержанию диалога, беседы. В особенности выразительное говорение взрослого важно для развития речевых навыков детей.

Выразительное чтение детской книги знакомит детей с красотой окружающего мира, с историей, культурой народа. Через чтение ребенок познает прошлое, настоящее будущее, учится анализировать жизненные ситуации, сравнивать предметы, отличать цветовые гаммы окружающего мира. В развитии речи важно ведь овладение не только фонетическими, грамматическими, лексическими навыками языка. Самое главное – приобретение навыка общения. Причем, круг общения должен постепенно  меняться и расширяться.

При чтении книги детей дошкольного возраста следует больше воспринимать как слушателей, чем читателей. Педагог или родитель, читающий книгу детям, должен позаботиться о том, что он выразительным чтением доносит  смысл содержания книги, раскрывает главную идею, вызывает у них позитивный эмоциональный отклик, учит их сочувствовать и сопереживать. С помощью выразительного чтения взрослые помогают детям осмыслить суть духовно-нравственных ценностей, познакомиться с образцами фольклора, литературной прозы и поэзии.

Педагоги или родители, прежде чем читать книгу детям, должны сами поработать над развитием выразительности, которое определяется интонацией, дикцией, силой и высотой голоса. При чтении детской книги важно делать логические ударения, соблюдать паузы,  следить за темпом чтения и эмоциональным восприятием малышами содержания. Дети чувствуют отношение читающего к героям произведения,  и это также отражается на понимании и восприятии.

Выразительное чтение книги оптимально воздействует на развитие речи детей при условии иллюстративного сопровождения процесса чтения. Появилось множество панорамных книг с прекрасным иллюстративным материалом, с объемными картинками, которые приглашают детей в путешествия, загадочный животный и растительный мир.

Педагоги дошкольных учреждений, родители  при подготовке к детскому чтению должны продумать все, подобрав соответствующий наглядный материал, отобрать содержание и разработать вопросы, которые по ходу чтения можно задавать, помогая тем самым осмысливать суть литературного произведения.

Беседа также является условием развития речи дошкольника.Используя картинки, различного рода игрушки (дидактические, технические и др.) в беседе мы задаем вопросы, которые способствуют выявлению и развитию навыков описания, сравнения, связности речи. Вопросы также следует проговаривать четко, соблюдая логические ударения и паузы. В одном предложении должен быть один вопрос, не следует ставить двойственные вопросы. Например: «Что и почему?». Все слова должны быть доступны детскому пониманию, ясны и точны. Мотивации читательского интереса, удержанию внимания малышей  способствует умение педагога (родителя) строить беседу, что называется, эмоционально окрашенной.

В дошкольных учреждениях чтение книг часто связывают с сюжетами детских игр и именно в игре дети закрепляют полученные образы, смысл сказки или рассказа.

Опыт некоторых детских садов показывает, что о выразительном чтении книг как об одном из эффективных средств развития языка и речи детей, надо говорить на  родительских собраниях, беседовать с родителями индивидуально, проводить для них семинары и  консультации. Целенаправленная работа воспитателей с родителями по выразительному чтению поможет развитию интереса к книге у детей, стремлению четко проговаривать звуки.Выразительное чтение способствует тому, что дети, понимая эмоциональный смысл сказанного, четко реагируют на содержание книги.

Ученые Томблин, Сенешаль подчеркивают важность роли устного языка в развитии грамотности детей.  По их утверждению, существует тесная связь между языком и грамотностью, поэтому выразительное чтение способствует появлению новых слов, понятий, развивает другие языковые компетенции детей. Освоение грамматического ряда языка помогает дошкольникам овладеть навыками размышлений, обоснования, умения делать выводы.

Выразительное чтение создает для детей благожелательную среду, где образуется простор детским фантазиям, творческому воображению, всплеску эмоций, возникновению  сто тысяч «Почему?».

В дошкольном возрасте следует придавать большое значение языковому и речевому развитию детей. В 5-7 лет речевое развитие происходит наиболее интенсивно. Дошкольник учится выбирать правильно слова для общения с другими людьми, ищет способы составления связной речи, стремится к выстраиванию развернутого высказывания.

Эффективному овладению говорением и пониманием того, о чем говорят вокруг, помогают книги. Как читать книги детям дошкольного возраста? Что способствует быстрому развитию языка и речи? Важно взрослым, читающим книги детям, отработать интонационный строй голоса, обратить внимание на выразительность чтения.

Выразительное чтение способствует развитию внимательности и сосредоточенности детей, мотивирует познавательный интерес, воспитывает художественный вкус и любовь к литературе. Причем, чтение, как прозы, так и поэзии вызывает у детей эмоциональный отклик,  что способствует развитию таких качеств человека, как сопереживание, сочувствие, стремление содействовать, помочь,  оказать кому-то помощь, заботу.

Для формирования выразительности чтения педагогам и родителям необходимо заниматься саморазвитием, самосовершенствованием своего собственного языка и речи. Двусторонний характер целостного педагогического процесса в детском саду или в семье определяется взаимообусловленностью деятельности субъектов. Результаты деятельности воспитанников есть результаты деятельности педагогов и родителей.

Четкость произношения, интонационная выразительность, умение читающего показать свое отношение к героям произведения находят отклик в душе маленьких слушателей. Вне сомнения, актуальность проблемы выразительного чтения книги для развития речевых навыков детей дошкольного возраста. Соответственно такого рода исследования необходимо продолжать и вести в широком  научном спектре.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5, испр., ­- М.: Издательство «Лабиринт», 1999. ­– 352с.

2.     Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, Академия, 1999. – 288с.

3.     Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенкомродного языка. М.:ВЛАДОС, 2017. – 240с.

4.     Бенеш Н.И. Основы грамоты и письма: Методическое руководство. Пособие для педагогов предшкольных  классов и групп. – Алматы: Мектеп, 2003. – 88с.

5.     Ильяшева К.С. Художественная литература «Литературный ручеек»: метод.пособие для воспитателей ст. группы дет. сада – Алматыкітап, 2006. – 104с.

6.     Елькеева А.Б. Роль образовательных программ в развитии инноваций дошкольного образования в Казахстане. – https://www.psyh.kiev.ua

7.     Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев: - М.: Просвещение, 1961-265с.

8.     О.С.Ушакова Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Сфера, 2010. – 240с.

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.